8 занятие — Способы обретения знания
Дата публикаци: .
— Восприятие органами чувств (Пратьякша),
— Логические выводы/анализ данных (Анумана),
— Принятие авторитета (Шабда)
ВНИМАНИЕ! Сложная, важная тема, перед проведением нужно подготовится и разобраться в ней. Провести достойно без подготовки не получится.
Материалы к занятию:
- Фото с иллюзиями для Интерактив 1 (см. приложение)
- Распечатать историю для Интерактив 2 (см. приложение)
- Распечатать вопросы для обсуждения (см. приложение)
- Приготовить бумагу/ручки/планшеты
Материалы занятия: Перейти по ссылке
Задачи урока:
- Рассказать клубчанам о трех способах познания, их отличиях и предназначении каждого из способов.
- Дать понимание ценности принятия авторитета.
Результаты обучения:
К концу встречи клубчане смогут:
- определить какой способ получения информации для них является наиболее укоренившимся
- рассказать о том, что такое авторитетный источник в разных случаях жизни
- рассказать о важности выбора авторитетного источника
1. Ломка льда — 5 мин
- На прошлом занятии мы прошли….. какие инсайты (попросить озвучить одним предложением)?
- Как вас зовут, чем вы занимаетесь, сколько слушаете лекции ОГТ? (если есть новые участники).Максимум по 20-30 сек на человека (Если говорят дольше, то просить резюмировать).
- Пожелание счастья — 5-7 минут
2. Для раскрытия сегодняшней темы ответьте, пожалуйста на несколько вопросов — 10 мин
- Зачем люди задают вопросы?
- Зачем людям информация?
- Какие существуют способы получения информации или познания? (все варианты записать, обобщить и выделить главные три, если озвучены или подвести к ним)
- Кто такой авторитет? (записать варианты)
- Нужно ли безоговорочно доверять мнению авторитетов? Почему?
- Чему вы больше доверяете: собственным чувствам, логике, либо мнению авторитетов? Обоснуйте.
Важно! Подчеркнуть разницу между духовным знанием и простой информацией.
Священное писание — авторитетный первоисточник о духовном знании, а книги/учебники в магазинах — источник информации не всегда авторитетный.
Давайте посмотрим видео для раскрытия темы (3 мин)
Видео 1: 3 способа познания предмета (3:05) — Скачать
Переход: а теперь потренируемся в разных способах познания.
3. Интерактив 1 — Восприятие органами чувств (Пратьякша) — 25 минут
Чувство зрения
Попросить участников повернуться к соседу (разбиться по парам). Пустить все фото по парам так, чтобы каждая пара увидела по несколько фото. Попросить делиться с соседом своими находками.
Цель: показать как по-разному видят глаза и что то, что мы видим, не всегда является истиной и может иметь несколько граней восприятия.
Эмпирический разбор
ЦИКЛ КОЛБА
Опыт: он видел лошадь, я лягушку.
Осмысление: разные люди видят разное; то что мы видим многогранно
Вывод о использовании Пратьякши: поскольку чувства несовершенны, этот способ не совершенен. Практическое использование чувств: первичный анализ внешних данных
Мы поиграли с чувством зрения. Теперь давайте подумаем о других чувствах:
Чувство слуха
Задать вопрос клубчанам: Как может обмануть нас слух (записать варианты): схожесть звуков из разных источников (интерпретация мозга), испорченный телефон (неправильно донесли информацию), невнимательное слушание.
Цель: показать как по-разному мы слышим и что то, что мы слышим, не всегда является истиной. Важно выбирать источники информации и помнить,что мы воспринимаем услышанное в меру своего развития. Важно развивать слушание.
Опыт: информация для анализа искажается;
Осмысление: могут быть ложные выводы, домысливание исходя из своих представлений;
Вывод о использовании Пратьякши: надо быть внимательным к выбору того, кто сообщает информацию; лучше услышать первоисточник/авторитета и быть внимательным слушателем.
Практическое использование: первичный анализ внешних данных.
Чувство вкуса
Цель: показать, что чувство вкуса изменчиво исходя из обстоятельств и наше восприятие вкуса живёт, в том числе, в голове.
ОПЫТ 1 (на физическом уровне):
Предложить клубчанам вспомнить вкусы поочерёдно: компот, лимон, борщ, воду — вкус во рту меняется и появляется сразу после услышанного слова.
Задать вопрос клубчанам: Как может обмануть нас вкус? Почему?
— Мы можем путать продукты с идентичными вкусами: клубника/фейхоа, лимон/лайм и др. Интерпретация мозга.
— Мы может ощущать у одного продукта разный вкус. Причина: заболевания внутренних органов, нарушение обоняния, беременность, насущные проблемы организма.
Осмысление 1: импульс идет из головы, память вкусов в мозгу.
ОПЫТ 2 (на психологическом уровне): Давайте вспомним насколько разные вкусовые предпочтения бывают у людей, какую пищу любите Вы. (Здесь участники просто вспоминают свои вкусовые пристрастия, могут высказаться вслух)
Предложить на выбор:
— острую/пресную/сладкую….. — ярко выраженный вкус или его отсутствие
— жидкую (много жидкости/подливы) или более твердую (сухую)
— моноблюда или с большим кол-вом продуктов в тарелке
— всегда одно и тоже или исходя из эмоционального настроения?
— сыроеды/веганы/вегетарианцы/мясоеды
Предложить вопрос: откуда появились эти вкусовые предпочтения?
Возможные ответы: из семьи, от друзей, диеты, лекции, попробовал и понравилось …..
Вопрос: Можно сказать, что если бы мы выросли в другой семье у нас могли быть другие вкусовые предпочтения и нам могли бы понравиться другие продукты при личном исследовании?
Осмысление 2: все люди любят разное и многое зависит от семьи.
ОСМЫСЛЕНИЕ общее по вкусу: многие наши вкусовые пристрастия и понимания о правильном питании мы получили:
1. из предпочтений семьи в которой выросли
2. собственного опыта основанного на удовольствии от пищи, опробовании разных диет, лекций о здоровом питании
3. от нашего состояния организма, как воспринял пищу мозг.
ВЫВОД о использовании Пратьякши: получение удовольствия исходя из вкусовых предпочтений.
Вывод из интерактива 1: Чувства изменчивы, могут нас обманывать. Этот способ получения информации не совершенен.
4. Интерактив 2 — Логические выводы/анализ увиденного (Анумана) — (20 минут)
Итак, мы выяснили, что органы чувств несовершенны и мы можем обманываться опираясь на них.
Давайте исследуем следующий способ — Логические выводы.
Давайте послушаем притчу
Выбрать Притчу — Перейти по ссылке
Почему так произошло? (написать)
Какие еще бывают случаи (или были в Вашей жизни) когда ум был двояким?
Поделитесь, у кого сейчас ум взбунтовался и хочет очень сильно выразить своё мнение? (здесь нужен срез одно фразой, почему, что произошло, 1-2 человека)
— Как Вы думаете как строятся умозаключения? (записать варианты: на основе изученных данных, собственный опыт, кто-то сказал).
— А как меняется наше умозаключение если мы что-то изучаем во времени? — Оно меняется/становится глубже/ может измениться в корне.
Почему так происходит? (записать)
ЦИКЛ КОЛБА
Опыт: см.записанные выводы
Осмысление: умозаключения происходят исходя из анализа вводных данных, развитости человека.
Вывод о использовании Пратьякши: поскольку анализ несовершенен (особенно в статике), этот способ не совершенен.
Практическое использование чувств: анализ данных
5. Интерактив 3 — Принятие авторитета (Шабда) — (30 минут)
Поинтересоваться у участников:
- Что такое первоисточник? (свод законов)
- Кто такой авторитетный источник? (тот кто имеет прожитый опыт соблюдения законов)
- Что делает человек когда ему плохо/он болеет/жизненно необходимо нужно выйти из сложной ситуации, а он не знает как? — Человек обращается к авторитету или первоисточнику, и с помощью органов слуха/зрения получает информацию, используя мозг для запоминания и последующего осмысления.
Приведите примеры из бытовой жизни получения информации из первоисточника/авторитетного источника/не авторитетного источника (записать):
первоисточник |
авторитетный источник |
не авторитетный источник |
трудовое законодательство |
адвокат по трудовым делам |
подружка |
учебник |
учитель |
соседка |
… |
…. |
… |
- Что будет если источник будет не авторитетным?
ЦИКЛ КОЛБА:
Опыт: не авторитетный источник может привести к ошибке.
Осмысление: лучше обратиться к первоисточнику или к авторитетному источнику.
Вывод о использовании Пратьякши: всегда достоверная информация.
Игра “Учитель”
Часть 1. Завязать глаза одному участнику (или нескольким), попросить напарников провести его(их) за меньшее количество шагов к выходу из комнаты, когда другие участники как деревья расставлены по комнате (или стулья) — так живёт человек, которого ведут за руку.
Часть 2. Вернуть участника на “старт” и снять повязку. Предложить дойти самому. Самое быстрое решение.
Наставник высочайшего уровня видит мир в истинном свете и он может открыть наши глаза, чтобы мы видели мир так же.
Проанализировать игру: кто-то может довести до дверей, а дальше как? Настоящий духовный наставник говорит: открой глаза и увидь мир в истинном свете.
Ом агьяна-тимирандхасья гьянаньджана-шалакая чакшурунмилитам ена тасмай шри-гураве намах.
«Я был рожден во тьме невежества, но мой духовный учитель открыл мне глаза и озарил мой путь светом знания. Я в глубоком почтении склоняюсь к его лотосным стопам».
Вопрос: Подумайте, какие авторитетные источники Вы выбираете для себя?
6. Подведение итогов.
Поинтересоваться у участников:
- Для чего нужны органы чувств? (Пратьякша) (получение внешней информации)
- Зачем нужен анализ? (Анумана) (первичный анализ, сопоставление с ценностями)
- Зачем нужен авторитетный источник? (достоверность информации)
- Какой из источников можно использовать всегда, а каким можно пренебречь?
- Как вы думаете, какой из трех рассмотренных вариантов получения информации самый достоверный?
7. Выводы — (5 минут)
— Мы сколь угодно можем пребывать в иллюзии, считая, что способны понять и оценить истину, пользуясь собственными органами чувств, либо методами познания современной науки. Но оказывается, возможности человеческого тела, а также и научных методов слишком ограничены. И бОльшая часть знания человечества — это не результат самостоятельного познания мира человеком, а то, что пришло от авторитетных источников.
— Очевидно, насколько существенную роль играют учителя. Чтобы наши дети и мы сами могли получать знания, впитывать нравственные, духовные ориентиры и принципы при обучении, наши учителя должны быть в полной мере реализованными личностями.
— Важно тщательно выбирать не только учителей и наставников, но в целом быть внимательными к выбору круга общения. Ведь главный способ познания — это звук, который передается от сердца к сердцу.
— Что было ценно для вас на этой встрече и почему?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Попробуйте в течение недели получать информацию всеми 3 способами и поделитесь своим опытом в чате клуба. Пишите в чат все вопросы, которые возникнут и захочется обсудить по этой теме.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Видео 2: Каковы пути познания мира, А.Хакимов — Скачать
Напишите в чате вашего клуба о результатах: получилось ли выполнить задание? Что не получилось и почему? Были ли упражнения полезны? Будете ли ими пользоваться в будущем?
Обратная связь по учебной программе
Помогите улучшить это занятие!
С вашей помощью мы сможем сделать очень интересную и полезную программу!