Клуб Благость

Программа встреч

7 занятие — Ум, разум. Черты характера, связанные с разумом

ВНИМАНИЕ! Сложная, важная тема, перед проведением нужно подготовится и разобраться в ней. Провести достойно без подготовки не получится.

Материалы к занятию:

  • распечатанный текст лекций занятия для каждого участника
  • полоски бумаги с репликами для инсценировок
  • письменные принадлежности для 1ого интерактива и мозгового штурма
  • распечатать для участников встречи по одному экземпляру инструкции для методики “Позиции в общении”

Задачи урока:

  • Научить различать ум и разум (за что отвечают, чем регулируются).
  • Дать ценность почему важно развивать разум с практической точки зрения (как развитый разум может сделать жизнь человека качественнее и счастливее).
  • Разобрать какими способами можно укрепить разум.
  • Овладеть методом “Позиции в общении”, чтобы учиться благостному общению, как одному из важных инструментов укрепления разума, рассмотреть ценность данного метода. 
  • Дать понимание важности того, чтобы направлять разум на святость и веру в Бога.

СОДЕРЖАНИЕ ВСТРЕЧИ

1. Ломка льда (5 минут)

Если есть новые участники:

Как вас зовут, чем вы занимаетесь, сколько слушаете лекции ОГТ?

Ответьте пожалуйста в одном предложении: “Что сильнее: ум или разум и почему?”

Максимум по 20-30 сек на человека. Если говорят дольше, то просить резюмировать.

Из предыдущих уроков мы узнали, что в тонком теле человека разум стоит выше ума. По отрывку лекции О. Г. подробнее узнаем об этом.

2. Видеолекция (3:51 минут)

Видео 1: Ум и разум (смотреть с начала до 3:51) Скачать

Помогите пожалуйста резюмировать, за какие черты характера отвечает разум. Разум отвечает за силу воли, за память и за нравственные принципы человека. Сильный, развитый разум способен направлять и контролировать ум. Предлагаем сыграть в игру, в которой 2 человека в паре будут играть: один — ум, а другой — разум одной личности. Проверим что окажется сильнее в каждой паре: ум или разум.

3. Интерактив «Этюд. Раздвоение личности» или “Разум победит?” (20 минут)

Инструкция. Разбейтесь на пары для подготовки и разыгрывания дальнейших диалогов. Каждая пара вытягивает жребий с определенным заданием. В паре нужно отыграть роли, показывая, как в данной ситуации ведет себя ум и как ведет себя разум у одного и того же человека. Оба актера в паре олицетворяют одну и ту же личность, но один участник выстраивает диалог от имени ума, а второй — от имени разума этой личности. Для подготовки “разум” и “ум” отдельно друг от друга составляют небольшой список аргументов соответственно “за” и “против”. Возьмите 3 минуты на подготовку, а затем отыграйте диалог друг с другом в паре. Начинает «ум». В скобках указана его первая рекомендуемая реплика. Ум должен назвать минимум 5-7 аргументов против. Разум имеет 10 секунд, чтобы возразить. Если не успел, то ум побеждает. Но пара продолжает работать и отрабатывают все возражения ума по списку. В конце можно подвести итог: во всем коллективе победил “ум” или “разум”. Можно сделать показательное выступление одной пары по желанию.

Например:

— Человек у ледяной проруби перед закаливанием.

УМ: Может просто ножки помочим? Почки простудишь! А вдруг судорогой сведет? Посмотри: ты один дурак стоишь! Что люди подумают?! Ты же только насморк вылечил! Пока ты купаешься, вдруг твои вещи украдут?)

Реплики:

— Девушка встает в 5 утра для молитвы.

УМ: А на улице то еще темно! Может это слишком рано?! 

— Муж собрался извиниться перед женой в ссоре когда она неправа.

УМ: Идея конечно неплохая, но так и подкаблучником стать недолго!

— Молодой человек хочет подойти познакомиться с незнакомой девушкой и ее родителями.

УМ: Что уж так сразу: в омут и с головой?!

— Девушка сдерживает себя от того, чтобы купить вечером шоколадку.

УМ: Ооой! А я сегодня как раз ничего сладенького еще не поела!

— Человек хочет лечь спать, не заглядывая перед сном в телефон.

УМ: Давай ТОЛЬКО  покрутим ленту 5 минут. Все равно спать еще не охота!

В конце нужно попросить участников, игравших роль РАЗУМА по желанию (2-3 человека) описать, насколько трудно или легко было разбить или обойти аргументы УМА на пути к победе над судьбой. Можно выявить пары, где победил ум и где победил разум. Нужно выявить общие моменты: что мешает разуму победить (предположительно знания и быстрота реакции).

Как мы могли убедиться, ум всегда имеет массу весомых аргументов и переспорить ум бывает очень сложно, особенно если разум недостаточно развит. Давайте подумаем вместе и запишем какие существуют способы сделать разум сильнее.

4. Интерактив мозговой штурм “Как укрепить разум” (7 минут)

Выбрать из присутствующих человека, который возьмется записывать на доске, или на обычном листке. Участники по поднятой руке называют по 1 способу как укрепить разум. Все правильные варианты записываем.

5. Видеолекция (6:53 минут)

Послушаем лекцию Олега Геннадьевича, чтобы понять все ли методы укрепления разума мы учли. Прошу по ходу лекции дополнить наш список теми способами, которые мы не упомянули.

Видео 2: Ум и разум (начиная с 3:51)Скачать

Список, который должен получиться после мозгового штурма и лекции в совокупности. Ведущий должен дополнить недостающие способы из данного списка.

  • слушание духовной музыки
  • слушание духовных песнопений
  • слушание лекций духовно-нравственно развитых людей
  • соблюдение режима сна и отдыха
  • соблюдение режима питания
  • желательно соблюдение вегетарианской диеты
  • общение в благости (уважительное слушание, обмен и речь)
  • внутренняя жизнь, молитва, как составляющая внутренней жизни
  • гигиена тела и жилища
  • чистота мыслей
  • изучение знаний

Нужно сделать фото списка и выложить в чат группы результат, либо законспектировать.

6. Методика эффективного общения “Позиции в общении” (10 минут)

Методика эффективного общения “Позиции в общении” взята из книги О. Г. Гадецкого “Лучшие психологические методики”.

Данный текст ведущий читает аудитории, делая необходимые паузы (20-30 секунд) в конце каждого пункта, которые позволят участникам проработать внутренне то, что предлагает методика.

Нужно удобно сесть и закрыть глаза. Представьте ситуацию, в которой вы не достигли взаимопонимания с другим человеком (возьмите не очень травматичный опыт)…

(пауза)

Позиция “Другой”. Теперь представьте себя на месте второго человека так, будто вы стали им. Увидьте ситуацию его глазами и услышьте его ушами. Почувствуйте то, что чувствовал он, насколько сможете. Подумайте и постарайтесь понять мотивы его поведения…

(пауза)

Позиция “Наблюдатель”. Теперь увидьте себя и другого человека со стороны. Внимательно мысленно наблюдайте за общением, стараясь понять, какие особенности поведения каждого раздражают противоположную сторону….

(пауза)

Станьте самим собой и проживите ситуацию в позиции “Я”. Постарайтесь понять те мотивы, которые в том момент управляли вашим поведением…

(пауза)

Подумайте, как иначе вы могли поступить в такой ситуации, если бы осознавали все три позиции. В воображении представьте новый сценарий ее развития…

(пауза)

В общем кругу желающие (2 человека) могут поделиться только что пережитым опытом, отвечая на вопросы: 

  • Изменились ли ваши чувства по отношению к человеку, с которым вы не достигли взаимопонимания в результате практики? 
  • Как именно изменились? 
  • Будете использовать этот метод в будущем?

7. Видеолекция (10:07 минут) 

Видео 3: о том, что питает разум энергией счастья, как жизнь человека зависит от того, куда направлен разум Скачать

8. Эмпирический анализ. (5 минут)

Попросите двоих человек по желанию поделиться с остальными, отвечая на вопросы:

  • Был ли у вас опыт, когда вы меняли направленность вашего разума (объект веры), например раньше были материалистом, а в какой-то момент уверовали в Бога?
  • Как поменялась ваша жизнь от того, что изменилась направленность разума?
  • Какие выводы из этого вы сделали?
  • Будете ли в будущем стараться придерживаться старых взглядов, либо будете дальше развивать свою веру?

Дополнительные материалы для самостоятельного изучения

  1. РАЗВИТИЕ РАЗУМА. Лекция О. Г. Торсунова в форме текста. 
  2. РАЗВИТИЕ ДУХОВНОГО  РАЗУМА. Лекция О. Г. Торсунова в форме текста.
  3. Книга О. Г. Гадецкого “Лучшие психологические методики”. Более подробно о различных психологических методиках общения. 
  4. Книга О. Г. Торсунова. “Развитие разума”. Том первый

Домашнее задание

  1. Постарайтесь в течение предстоящей недели в ситуациях выбора отследить свой внутренний диалог ума и разума. Постарайтесь четко распознать голос ума или разума вы слышите.
  2. Выберите из предложенного списка 1 способ укрепления разума, который вы сможете применять всю следующую неделю. 

Напишите в чате вашего клуба о результатах: получилось ли выполнить задание? Что не получилось и почему? Были ли упражнения полезны? Будете ли ими пользоваться в будущем?


Обратная связь по учебной программе 

Помогите улучшить это занятие!
С вашей помощью мы сможем сделать очень интересную и полезную программу!


Есть вопросы? Напишите в открытую линию!