Клуб Благость

Программа встреч

8 занятие — Способы обретения знания

— Восприятие органами чувств (Пратьякша),

— Логические выводы/анализ данных (Анумана),

— Принятие авторитета (Шабда)

ВНИМАНИЕ! Сложная, важная тема, перед проведением нужно подготовится и разобраться в ней. Провести достойно без подготовки не получится.

Материалы к занятию:

  • Фото с иллюзиями для Интерактив 1 (см. приложение) 
  • Распечатать историю для Интерактив 2 (см. приложение)
  • Распечатать вопросы для обсуждения (см. приложение)
  • Приготовить бумагу/ручки/планшеты

Материалы занятия: Перейти по ссылке

Задачи урока:

  • Рассказать клубчанам о трех способах познания, их отличиях и предназначении каждого из способов.
  • Дать понимание ценности принятия авторитета.

Результаты обучения:

К концу встречи клубчане смогут:

  • определить какой способ получения информации для них является наиболее укоренившимся
  • рассказать о том,  что такое авторитетный источник в разных случаях жизни
  • рассказать о важности выбора авторитетного источника

1. Ломка льда — 5 мин

  • На прошлом занятии мы прошли….. какие инсайты (попросить озвучить одним предложением)?
  • Как вас зовут, чем вы занимаетесь, сколько слушаете лекции ОГТ? (если есть новые участники).Максимум по 20-30 сек на человека (Если говорят дольше, то просить резюмировать).
  • Пожелание счастья — 5-7 минут

2. Для раскрытия сегодняшней темы ответьте, пожалуйста на несколько вопросов — 10 мин

  •  Зачем люди задают вопросы?
  •  Зачем людям информация?
  • Какие существуют способы получения информации или познания? (все варианты записать, обобщить и выделить главные три, если озвучены или подвести к ним)
  •  Кто такой авторитет? (записать варианты)
  •  Нужно ли безоговорочно доверять мнению авторитетов? Почему?
  •  Чему вы больше доверяете: собственным чувствам, логике, либо мнению авторитетов? Обоснуйте.

Важно! Подчеркнуть разницу между духовным знанием и простой информацией.
Священное писание — авторитетный первоисточник о духовном знании, а книги/учебники в магазинах — источник информации не всегда авторитетный.

Давайте посмотрим видео для раскрытия темы (3 мин)

Видео 1: 3 способа познания предмета (3:05) Скачать

Переход: а теперь потренируемся в разных способах познания.

3. Интерактив 1 — Восприятие органами чувств (Пратьякша) — 25 минут

Чувство зрения

Попросить участников повернуться к соседу (разбиться по парам). Пустить все фото по парам так, чтобы каждая пара увидела по несколько фото. Попросить делиться с соседом своими находками.

Цель: показать как по-разному видят глаза и что то, что мы видим, не всегда является истиной и может иметь несколько граней восприятия.

Эмпирический разбор
ЦИКЛ КОЛБА

Опыт: он видел лошадь, я лягушку.

Осмысление: разные люди видят разное; то что мы видим многогранно

Вывод о использовании Пратьякши: поскольку чувства несовершенны, этот способ не совершенен. Практическое использование чувств: первичный анализ внешних данных

Мы поиграли с чувством зрения. Теперь давайте подумаем о других чувствах:

Чувство слуха

Задать вопрос клубчанам: Как может обмануть нас слух (записать варианты): схожесть звуков из разных источников (интерпретация мозга), испорченный телефон (неправильно донесли информацию), невнимательное слушание.

Цель: показать как по-разному мы слышим и что то, что мы слышим, не всегда является истиной. Важно выбирать источники информации и помнить,что мы воспринимаем услышанное в меру своего развития. Важно развивать слушание.

Опыт: информация для анализа искажается;
Осмысление: могут быть ложные выводы, домысливание исходя из своих представлений;

Вывод о использовании Пратьякши: надо быть внимательным к выбору того, кто сообщает информацию; лучше услышать первоисточник/авторитета и быть внимательным слушателем.
Практическое использование: первичный анализ внешних данных.

Чувство вкуса

Цель: показать, что чувство вкуса изменчиво исходя из обстоятельств и наше восприятие вкуса живёт, в том числе, в голове.


ОПЫТ 1 (на физическом уровне):
Предложить клубчанам вспомнить вкусы поочерёдно: компот, лимон, борщ, воду — вкус во рту меняется и появляется сразу после услышанного слова.

Задать вопрос клубчанам:  Как может обмануть нас вкус? Почему?
— Мы можем путать продукты с идентичными вкусами: клубника/фейхоа, лимон/лайм и др. Интерпретация мозга.
— Мы может ощущать у одного продукта разный вкус. Причина: заболевания внутренних органов, нарушение обоняния, беременность, насущные проблемы организма.
Осмысление 1: импульс идет из головы, память вкусов в мозгу.

ОПЫТ 2 (на психологическом уровне): Давайте вспомним насколько разные вкусовые предпочтения бывают у людей, какую пищу любите Вы. (Здесь участники просто вспоминают свои вкусовые пристрастия, могут высказаться вслух)
Предложить на выбор:
— острую/пресную/сладкую….. — ярко выраженный вкус или его отсутствие
— жидкую (много жидкости/подливы) или более твердую (сухую)
— моноблюда или с большим кол-вом продуктов в тарелке
— всегда одно и тоже или исходя из эмоционального настроения?
— сыроеды/веганы/вегетарианцы/мясоеды

Предложить вопрос: откуда появились эти вкусовые предпочтения?
Возможные ответы: из семьи, от друзей, диеты, лекции, попробовал и понравилось …..

Вопрос: Можно сказать, что если бы мы выросли в другой семье у нас могли быть другие вкусовые предпочтения и нам могли бы понравиться другие продукты при личном исследовании?

Осмысление 2: все люди любят разное и многое зависит от семьи.

ОСМЫСЛЕНИЕ общее по вкусу: многие наши вкусовые пристрастия и понимания о правильном питании мы получили:
1.  из предпочтений семьи в которой выросли
2. собственного опыта основанного на удовольствии от пищи, опробовании разных диет, лекций о здоровом питании
3. от нашего состояния организма, как воспринял пищу мозг.

ВЫВОД о использовании Пратьякши: получение удовольствия исходя из вкусовых предпочтений.

Вывод из интерактива 1: Чувства изменчивы, могут нас обманывать. Этот способ получения информации не совершенен.

4. Интерактив 2 — Логические выводы/анализ увиденного (Анумана) (20 минут)

Итак, мы выяснили, что органы чувств несовершенны и мы можем обманываться опираясь на них.

Давайте исследуем следующий способ — Логические выводы.

Давайте послушаем притчу
Выбрать Притчу — Перейти по ссылке

Почему так произошло? (написать)

Какие еще бывают случаи (или были в Вашей жизни) когда ум был двояким?

Поделитесь, у кого сейчас ум взбунтовался и хочет очень сильно выразить своё мнение? (здесь нужен срез одно фразой, почему, что произошло, 1-2 человека)

— Как Вы думаете как строятся умозаключения? (записать варианты: на основе изученных данных, собственный опыт, кто-то сказал).

— А как меняется наше умозаключение если мы что-то изучаем во времени? — Оно меняется/становится глубже/ может измениться в корне.

Почему так происходит? (записать)

ЦИКЛ КОЛБА
Опыт: см.записанные выводы
Осмысление: умозаключения происходят исходя из анализа вводных данных, развитости человека.
Вывод о использовании Пратьякши: поскольку анализ несовершенен (особенно в статике), этот способ не совершенен.

Практическое использование чувств: анализ данных

5. Интерактив 3 — Принятие авторитета (Шабда) — (30 минут)

Поинтересоваться у участников:

  • Что такое первоисточник? (свод законов)
  • Кто такой авторитетный источник? (тот кто имеет прожитый опыт соблюдения законов)
  • Что делает человек когда ему плохо/он болеет/жизненно необходимо нужно выйти из сложной ситуации, а он не знает как? — Человек обращается к авторитету или первоисточнику, и с помощью органов слуха/зрения получает информацию, используя мозг для запоминания и последующего осмысления.
    Приведите примеры из бытовой жизни получения информации из первоисточника/авторитетного источника/не авторитетного источника (записать): 

первоисточник

авторитетный источник

не авторитетный источник

трудовое законодательство

адвокат по трудовым делам

подружка

учебник

учитель

соседка

….

  • Что будет если источник будет не авторитетным?

ЦИКЛ КОЛБА:
Опыт: не авторитетный источник может привести к ошибке.
Осмысление: лучше обратиться к первоисточнику или к авторитетному источнику.
Вывод о использовании Пратьякши: всегда достоверная информация.

Игра  “Учитель”

Часть 1. Завязать глаза одному участнику  (или нескольким), попросить напарников провести его(их) за меньшее количество шагов к выходу из комнаты, когда другие участники как деревья расставлены по комнате (или стулья) — так живёт человек, которого ведут за руку.

Часть 2. Вернуть участника на “старт” и снять повязку. Предложить дойти самому. Самое быстрое решение.

Наставник высочайшего уровня видит мир в истинном свете и он может открыть наши глаза, чтобы мы видели мир так же.

Проанализировать игру: кто-то может довести до дверей, а дальше как? Настоящий духовный наставник говорит: открой глаза и увидь мир в истинном свете.

Ом агьяна-тимирандхасья гьянаньджана-шалакая чакшурунмилитам ена тасмай шри-гураве намах.  

«Я был рожден во тьме невежества, но мой духовный учитель открыл мне глаза и озарил мой путь светом знания. Я в глубоком почтении склоняюсь к его лотосным стопам».

Вопрос: Подумайте, какие авторитетные источники Вы выбираете для себя?

6. Подведение итогов.

Поинтересоваться у участников:

  • Для чего нужны органы чувств? (Пратьякша) (получение внешней информации)
  • Зачем нужен анализ? (Анумана) (первичный анализ, сопоставление с ценностями)
  • Зачем нужен авторитетный источник? (достоверность информации)
  • Какой из источников можно использовать всегда, а каким можно пренебречь?
  • Как вы думаете, какой из трех рассмотренных вариантов получения информации самый достоверный?

7. Выводы — (5 минут)

— Мы сколь угодно можем пребывать в иллюзии, считая, что способны понять и оценить истину, пользуясь собственными органами чувств, либо методами познания современной науки. Но оказывается, возможности человеческого тела, а также и научных методов слишком ограничены. И бОльшая часть знания человечества — это не результат самостоятельного познания мира человеком, а то, что пришло от авторитетных источников.

— Очевидно, насколько существенную роль играют учителя. Чтобы наши дети и мы сами могли получать знания, впитывать нравственные, духовные ориентиры и принципы при обучении, наши учителя должны быть в полной мере реализованными личностями.

— Важно тщательно выбирать не только учителей и наставников, но в целом быть внимательными к выбору круга общения. Ведь главный способ познания — это звук, который передается от сердца к сердцу.  

— Что было ценно для вас на этой встрече и почему?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 

Попробуйте в течение недели получать информацию всеми 3 способами и поделитесь своим опытом в чате клуба. Пишите в чат все вопросы, которые возникнут и захочется обсудить по этой теме.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Видео 2: Каковы пути познания мира, А.Хакимов Скачать

Напишите в чате вашего клуба о результатах: получилось ли выполнить задание? Что не получилось и почему? Были ли упражнения полезны? Будете ли ими пользоваться в будущем?


Обратная связь по учебной программе 

Помогите улучшить это занятие!
С вашей помощью мы сможем сделать очень интересную и полезную программу!


Есть вопросы? Напишите в открытую линию!


Дмитрий Портянко

Aut viam inveniam, aut faciam